Многозадачность

Что же нам мешает быть продуктивными на 100%?

Многие из нас проводят в соц.сетях и электронной почте больше времени, чем хотелось бы. Но речь здесь пойдёт не про зависание в соц.сетях, а про иную проблему.  

Соц.сети, почта и различные приложения всегда активны в фоновом режиме. Они заставляют нас постоянно их проверять. Но эти переключения разрушают продуктивность нашего времени, так как не дают сфокусироваться и сосредоточиться на каком-то деле. Качество нашей работы падает, так как мы более рассеянны. У нас просто не хватает времени максимально сконцентрироваться на сложных задачах.

Насколько многозадачность вредна для нашей производительности?

Исходя из статистики о работе 50 000 пользователей тайм-трекеров (различных программ по подсчёту времени), проблема многозадачности (постоянное переключение между задачами) оказалась более серьезной, чем могло предполагаться.

40%  рабочего времени на работе уходит на многозадачность

Почему такой большой показатель? 

Здесь играет роль не только сам щелчок между программами. Это не так уж и много. Основное время съедает "включение" мозга в новую задачу и "выключение". Это как раз время на разгон и торможение или время на разогрев и остывание плиты. 


В одном из исследований Томас У. Джексон из Университета Лафборо обнаружил, что 70% всех полученных писем были открыты в течение 6 секунд после их получения.

А после проверки письма, нам потребуется около 64 секунд, чтобы возобновить исходную задачу. Но если исходная задача была достаточно сложной, то для полноценного возврата к ней требуется более 9 минут .

Еще хуже, что, к некоторым задачам мы и вовсе можем не вернуться, забыв о них или вовсе  переключиться уже на третью задачу!


Есть тонна и других исследований, доказывающих, что многозадачность плоха для нас. Когда мы пытаемся работать в многозадачности, наш мозг не так уж и быстро переключается между задачами. Вместо того, чтобы сделать нас более эффективными, многозадачность крайне подрывать нашу производительность, убивая наше внимание и повышая общий уровень стресса. Мы становимся нервозными более уставшими.

Как выглядит психологический механизм?

Как только мы выполняем какое-то маленькое задание (письмо, смс, пост в Instagram), в нашем организме вырабатывается дофамин - гормон счастья. Он служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, поэтому мы так кайфуем от завершённой задачи. Чем больше задач, тем больше мгновенных удовлетворений. Психологи называют этот механизм неврологической зависимостью.

В этом-то и есть опасность: нам кажется, что мы сделали целую тонну важных дел, хотя в действительности мы выполняли мелкие задачи, не требующие особого критического мышления. 

В итоге, нам становится тяжелей собираться с мыслями, сложней отфильтровывать лишнюю информацию и т.д. Всё это снижает нашу продуктивность!

Почему мы становимся нервными?

Заставляя мозг постоянно переключаться вырабатывается кортизол — гормон стресса. Поэтому мы ощущаем себя усталыми и нервозными. Даже понимание того, что у нас висят непрочитанные сообщения заставляет нас переживать и тем самым отвлекает от концентрации на важном деле.

Проверим это суждение?

Возможно, вы все еще не уверены, что мы действительно не можем выполнить сразу две сложные задачи. Это упражнение, разработанное психологами из Дании, является хорошим примером того, что происходит, когда мы пытаемся сделать сразу 2 задачи, которые используют одну и ту же часть нашего мозга.

Цель теста: показать, что процесс запуска / остановки / запуска является вредным для нас - вместо экономии времени он требует увеличения времени (даже очень малых микросекунд), он менее эффективен, мы совершаем больше ошибок и со временем это может привести к потере энергии. 

Выполнение теста:

Часть 1

  1. На первой строке напишите: "Я отличный многозадачник"
  2. На второй строке: напишите числа от 1 до 20.

Сколько времени потребовалось для выполнения этих двух задач? Всего около 20 секунд.

Часть 2

Теперь давайте то же самое, но в режиме многозначности, опять засекая время.

  1. На первой строке напишите: "Я"
  2. На второй строке: напишите 1.
  3. На третьей строке напишите: "О"
  4. На четвёртой строке: напишите числа от 2.
  5. И так далее.

 Другими словами, в каждой строчке пишем по одной букве или цифре, пока не напишем всю фразу и все цифры.

В итоге, времени здесь уйдёт в разы больше, чем в 1м варианте. Вероятно, будут даже и ошибки, и даже раздражительность. 

Родителям школьников

Многозадачность при выполнении школьной работы также увеличивает количество ошибок и количество времени, необходимого для завершения работы . 

Не зря мы постоянно говорим детям "Не отвлекайся", "Сосредоточься" и т.д. Особенно важно донести это до деток в младших классах, когда формируется самодисциплина. В дальнейшем это будет сказываться и на привычках уже в работе повзрослевшего ребёнка. 

Вывод! 

Многозадачность — это не отличный навык, как принято считать, а плохая привычка, от которой следует избавляться.

Как говорит невролог Эрл Миллер: «Люди не могут многозадачно работать, и когда люди говорят, что могут, они обманывают самих себя»

Конечно, мы сейчас живём в бешеном темпе и переключение - это неизбежная данность современного мира. Но нужно себя контролировать, чтобы не извести себя. Пытаться не работать во время обеда, во время поездки или даже вождения. Не пытаться обрабатывать фото и параллельно смотреть фильмы. Все эти совмещения не приведут ни к чему хорошему. Для каждой задачи, которая требует качества выполнения, должно быть своё точное, личное время! 

В следующий раз, как только мы захотим перепрыгнуть в эл.почту или соц.сеть «всего на секунду», стоит подумать об истинной стоимости этого действия!