Левое или правое?

Почему объект меняет смысл, при расположении в разных направлениях?

ПРИЧИНА 1. Предрасположенность к чтению слева направо и направлению хода стрелок. 

Мы привыкли к тому, что читаем слева направо и следим за ходом стрелок тоже слева направо. Мозг это крепко зафиксировал, как вектор «вперёд». Соответственно, всё, что обратно — справа налево, воспринимается уже вектором «назад». Есть ещё устойчивый вектор «вверх» (позитив) и вектор «вниз» (негатив).

Пример 1. Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» ярко демонстрирует восприятие мозга о том, что слева направо «приходят» а справа налево «уходят». Большинство зрителей понимают, что герои ВЫБЕГАЮТ (обратно из леса), а не ВБЕГАЮТ (вперёд в лес). 

Пример 2. Направление взлёта и посадки в аэропорту. Мы без труда, даже если находимся в иностранном терминале, поймём, где зона посадки, а где взлёта.

Поэтому, задавая направление нашим героям снимков, мы задаём и смысловую нагрузку!

ПРИЧИНА 2. Различия между полушариями мозга человека

Каждый глаз связан с противоположным полушарием. Левый глаз с правым полушарием, правый глаз с левым полушарием. А каждое полушарие имеет разные функции. 

  • Левое полушарие мозга отвечает за логику, мышление, практическую сторону. 
  • Правое полушарие за проекцию чувств и переживаний. 

Исходя из этого, мы понимаем, что левое полушарие ( = правый глаз, правая сторона изображения) лучше подходит для размещения более сложной информации, так как именно это полушарие отвечает за логику и мышление. 

Давайте разберём несколько интересных примеров.

ПРИМЕР 1.

Посмотрите на 2 зеркальных портрета, которые состоят из 2х половинок с разными эмоциями.

  • На первом рисунке мы быстрее видим эмоцию СЧАСТЬЯ и считываем её как ОСНОВНУЮ эмоцию.
  • На втором рисунке мы быстрее видим эмоцию ГНЕВА и теперь именно её считываем как ОСНОВНУЮ эмоцию.

Почему? 

  • ПРИЧИНА 1 (чтение слева направо). Эмоция, которая попадается нам ПЕРВОЙ на пути, всегда оставляет СИЛЬНЕЙШЕЕ воздействие на нас. С «эффектом первого впечатления» знакомы все. Даже в жизни наши первые впечатления (первая любовь, первая работа, первое путешествие и т.д) оставляют всегда сильнейшее воздействие на нас и задают вектор нашей дальнейшей жизни. 
  • ПРИЧИНА 2 (разные задачи у полушарий). Какое полушарие отвечает за проекцию чувств, эмоций и переживаний? Правильно — ПРАВОЕ, и ему соответствует ЛЕВАЯ сторона картинки. Поэтому именно эмоция с левой стороны рисунка на нас действует сильней!

ПРИМЕР 2.

Расположение текста и фотографии. Где расположить текст? Вспоминаем, что именно левое полушарие ( = правая сторона) отвечает за ЛОГИКУ. Значит, сложную информацию (текст) располагаем СПРАВА! Ещё мы знаем, что всегда стремимся прочитать строчку до конца и наше внимание сложно удержать только на первой букве в строке — мозг так и требует скорей убежать в конец строки, то есть убежать в левую сторону. Соответственно, если сложное у нас слева, то мы не зафиксируем на нём взгляд, стремясь скорей убежать в конец изображения, словно в конец строчки. А располагают текст справа, мозгу бежать уже некуда и он может спокойно изучить текст. Вот такая интересная психология, которой успешно пользуются маркетологи. 

Кстати говоря, все панели с обработкой в Photoshop и Lightroom, тоже располагаются СПРАВА!

ПРИМЕР 3


Всем известно, что лица людей асимметричны. Посмотрите внимательно на портреты, составленные из левых и правых половинок — вы увидите совершенно разных людей! Попробуйте так сделать со своим портретом — увидите и себя совершенно иным человеком. Поэтому, переворачивая зеркально лицо человека при обработке, мы рискуем получить совсем «иного» клиента.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Очень часто АВТОпортреты великих художников сильно отличаются от просто их портретов, которые делали не они сами, а другие мастера. Причина в том, что АВТОпортреты художники писали, смотря на себя в зеркало.

Изображение, созданное с помощью зеркала, перевёрнуто. Левая сторона становится правой. Поскольку лица, как правило, ассиметричны, то и автопортрет получается неточным, а глаза немного напряжены и всегда смотрят прямо на зрителя, так как художник всё время пристально смотрел в зеркало на себя.

Ещё автопортреты характерны небольшим поворотом головы и тела, ведь только так художник мог извернуться и смотреть на себя в зеркало. Обычно художники держат кисть в правой руке, а палитру в левой, но в зеркале изображение переворачивается, поэтому часто после написания портрета вносились поправки и художник дорисовывал руки уже не с натуры, а из воображения. Именно такие замены мы видим на большинстве автопортретов Рембрандта, которых было более 100 шт. На полотнах ниже изначально были другие положения рук, о чём свидетельствуют рентгеновские снимки.

Но через некоторое время художники перестали придавать этому значение. На автопортретах Ван Гога, Давида, Сезанна мы видим уже кисть в левой руке, но не потому что художники левши, а потому что это отражение в зеркале.


ФЕНОМЕН!

В психологии известен «Феномен зеркальных движений», который был описан еще в 19м веке, но до сих пор нет единого правильно объяснения этого явления. 

Такой феномен часто проявляется в зеркальном письме у детей 5-7 лет, когда в мозгу начинаются активные логические процессы как, например, знакомство с написанием букв. Со временем это явление должно пройти и ребенок будет писать буквы правильно. 

Такой почерк психологи назвали «почерком Леонардо», в честь гения, предпочитавшего вести свои многочисленные дневники именно зеркальным почерком. 


ПРОСТОЕ ПРАВИЛО.

  • ОДИН СМЫСЛОВОЙ ЦЕНТР. Если у вас ОДНА модель или группа моделей, сосредоточенных в ОДНО целое звено (например, пара обнимается), то располагайте этот смысловой узел в ПРАВОЙ части — именно той части, которая более подходит для сосредоточенного разглядывания и изучения объектов! 
  • ДВА СМЫСЛОВЫХ ЦЕНТРА. НО если у вас ОДИН объект (первый смысловой центр), и он смотрит вдаль или на кого-то из героев (второй смысловой центр), то мы должны располагать объекты по наиболее читабельной линии взгляда. ТО есть, начинаем «читать» картину слева и герой тоже стоит слева, а дальше продолжаем вести взгляд вправо, например, вдаль или на кого-то.


Всегда старайтесь продумывать композицию и учитывать порядок «чтения» картины!

Автор статьи и слайдов: Ирина Калмыкова. Статья входит в проект «Психология для фотографов»