Выбор объективов - это один из важнейших и первых вопросов, с которым сталкивается каждый фотограф. Давайте разбираться в данной теме и принимать верные решения!
Перед разбором темы хочется сразу отметить 2 важных момента:
1. Фотограф - не продавец техники и в его распоряжении нет всей линейки камер и объективов разных производителей. Поэтому объективно об объективах (забавно звучит) он может рассуждать только про свою систему (Canon, Nikon, Sony и т.д.).
В данной статье я поделюсь своим опытом выбора техники на примере линейки CANON. Но все общие рекомендации так же подходят и к другим производителям.
2. Держим курс на лучшее. Обычно производители делят объективы на стандартную (она же более бюджетная) и более профессиональную линейки. Мы с вами сразу же будем рассуждать про профессиональную линейку объективов, так как именно к ней и надо стремиться!
Группы объективов.
Условно можно разделить объективы на 3 группы:
- широкоугольные;
- среднефокусные;
- длиннофокусные.
В идеале желательно иметь хотя бы по 1-му объективу из каждой группы, так как каждая группа выполняет СВОЮ задачу и невозможно сравнивать объективы из разных групп. Это то же самое, что сравнить не модели телефона, а в принципе группу телефонов с группой планшетов. Они не лучше и не хуже друг друга, они просто РАЗНЫЕ и решают РАЗНЫЕ задачи! Нет смысла иметь 2 телефона или 2 планшета, также как и нет смысла иметь 2 объектива из одной группы. Логичней иметь по 1 варианту из каждой группы!
Давайте с вами разберём назначение каждой группы.
1. Широкоугольные.
Они же в разговорном “ширики”. Это группа объективов от минимального фокусного до 35мм. Самые распространённые - это 14мм, 24мм, и 35мм.
Что снимать? Из-за широкого угла обзора, очень хорошо использовать для съёмки объекта ЦЕЛИКОМ, чтобы полностью уместить его в кадр.
Идеально подходит для фотосъёмки:
- интерьеров, так как на объективы от 50мм их просто невозможно снять, так как они не влезут.
- пейзажей, когда хочется захватить максимум красоты в кадр и показать весь простор!
- группы людей, чтобы все уместились. К тому же, данная группа характеризуется маленьким размытием и почти все объекты будут в резкости. Но снимать людей нужно с особой осторожностью, так как съемка лица имеет очень непривлекательные искажения.
Мой выбор из данной группы: 35мм. Так как из всей группы это фокусное даёт меньше всего искажений и люди на него получаются более привлекательными, чем на 24.
2. Среднефокусные.
Они же в разговорном “портретники”. Это группа объективов с фокусным от 50мм до 100мм. Самые популярные, это 50мм, 85мм, и 100мм.
Что снимать? Это идеальные объективы для портретных съёмок. Получается очень красивый размытый фон с самым выраженным боке. Так как:
- на объективы до 50мм (т.е. на широкоугольные) боке почти незаметно,
- а на объективы от 100мм и выше (т.е. на длиннофокусные) боке уже постепенно превращается из кружочков в очень размытые цветовые пятна.
Конечно, и боке, и просто цветовые пятна смотрятся очень художественно. Этот разный характер размытости отлично использовать для того, чтобы разнообразить нашу фотосъёмку.
Мой выбор из данной группы: 85мм. Так как, чем выше фокусное в этой группе, тем более выраженное боке. И поэтому, на 85мм боке более красивое, чем на 50мм. К тому же, с точки зрения зрительной системы, мы с вами видим мир примерно также, как видит и объектив 50мм. А так как не все клиенты хотят покупать те снимки, которые они и так "видят" каждый день своими глазами, а стремятся к более интересному и художественному варианту, то на поводу этого желания клиентов я и выбрала объектив 85мм.
Кстати говоря, мои любимые советские объективы "Гелиос-40" и"Гелиос-40-2" тоже 85мм. И именно на этом фокусном получается самое закрученное и выразительное боке. В блоге вы можете найти подробную статью про советские объективы. Перейти к статье.
3. Длиннофокусные.
Они же в разговорном “репортажники” или “телевики”. Это группа объективов с фокусным от 135мм до бесконечности. Самые популярные, это 135мм, 200мм или объектив не с фиксированным фокусным, а с переменным 70-200мм.
Что снимать? Это идеальные объективы для репортажных съёмок или съёмок, где необходимо снимать динамику (дети - это чистая динамика, они просто не стоят на месте). Кадры буквально "замораживаются" и мы можем увидеть безупречную резкость и детализацию капель воды, играющего в море ребёнка или детализацию каждого пёрышка летящего орла. Причиной этому уникальная и быстрая система фокусировки. Портретные объективы из 2й группы имеют более медленную фокусировку и снимать динамику на них в разы сложней. Это и логично, так как портреты предполагают СТАТИКУ, а репортаж ДИНАМИКУ. Поэтому для движения используйте эту группу объективов.
С точки зрения психологии, на такие объективы проще получить живую эмоцию, так как мы не подходим слишко близко к героям и не вторгаемся в их личное пространство. Особенно это касается детей, которым сложно позировать по просьбе. Отдаляясь от ребёнка он чувствует себя более комфортно и безопасно. Мы можем просить сделать то же самое, что и просили бы при фотосъёмке на портретник, но выйдет эта эмоция более живой и непринуждённой.
С точки зрения искажений, эти объективы тоже дают искажения, как и первая группа (широкоугольников). Но в отличии от первой группы, те искажения, которые мы поучаем на длиннофокусных объективах играют нам не в минус, а в плюс. Лицо кажется более привлекательным и герои себе уже очень нравятся даже на исходниках. Обязательно используйте эту особенность в своих маркетологический целях!
Мой выбор из данной группы: 70-200mm f/2.8L (II верия) Так как я в основном снимаю детей, которые сами по себе уже являются динамикой, то мой выбор основной рабочей лошадки очевиден. Ну и конечно, именно на фокусном я более далеко от маленьких моделей и им становится более комфортно. 70% моих снимков сняты именно на это стекло, которая я люблю всем сердцем. Хочется отметить, что и 135й очень крутой и тоже его советую. Но так как у меня из 2й группы есть 85й, то хотелось, для большего разнообразия съёмки, купить совсем разные фокусные, чем покупать почти соседние фокусные. Разница между 85м и 135м не такая большая, как разница между 85м и 200. Поэтому перед выбором обязательно оцените, что у вас есть из соседних групп.
Сайт Canon в помощь.
С недавних пор на сайте Canon появился очень интересный, простой и удобный тест для определения объектива в зависимости от ваших задач. Обязательно пройдите его и посмотрите, что вам предложат. Владельцы Nikon и Sony тоже могут поинтересоваться, так как общие рекомендации по фокусным одинаково действуют для всех производителей. Перейти к тесту. Мы с вами условились рассмотреть профессиональную линейку объективов, так как они дают максимально безупречный результат. А тест вам поможет рассмотреть ВЕСЬ ассортимент линз, предлагаемых производителем и подобрать "временный" вариант на пути к своей мечте!
Фикс или зум?
Мы с вами рассмотрели преимущественно фиксированные фокусные расстояния, так как по множествам причин они дают более качественный результат, чем объективы с переменным фокусным ("зумы"). Лишь немногие зумы могут достойно посоперничать с качеством фиксов. Например 70-200 и 24-70 L серии являются такими примерами. Чтобы не начинать этот вечный спор фикс&зум, я просто приведу цитату с сайта Canon:
"Стремление использовать объективы с неизменным углом обзора может показаться странным. Ведь зум-объективы удобны именно возможностью работать с целым диапазоном фокусных расстояний. Но у объективов с фиксированным фокусным расстоянием — без возможности зуммирования — есть свои преимущества. Они обеспечивают превосходное качество изображения, и многие профессионалы предпочитают их по одной только этой причине. Но у объективов с фиксированным фокусным расстоянием есть еще одно «творческое» преимущество. Зум-объективы позволяют фотографу лениться, а фиксированное фокусное расстояние вынудит вас двигаться, выбирая удачную компоновку кадра. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием обычно характеризуются очень широкой максимальной диафрагмой, что делает их идеальными для съемок в условиях плохого освещения или когда, согласно творческой идее, вам нужна малая глубина резкости. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием обеспечивают непревзойденную четкость изображения даже на периферии снимка, а это значит, что вы сможете захватить все детали снимка".
Очень интересно!
Американский fashion-фотограф Стивен Иствуд (Stephen Eastwood) снял потрясающе интересную серию портретов на различные фокусные расстояния от 19 мм до 350 мм, для того, чтобы продемонстрировать искажения в портрете и перспективе. Прямая ссылка на первоисточник.
Комментарии 0